?

Log in

Взад | Вперед

"Он сказал поехали и махнул рукой" (с).

В прошлое воскресенье у Р.В. (разумеется, внезапно) случился день рождения. И (разумеется, внезапно) мы улетели в Берлин.



Первое, на что я обратила внимание - как ни странно, транспорт. Если честно, я уже была в Европе, но было это настолько давно, что я мало что помню. Один раз лет в 15 я была в Польше с родителями, и запомнила языковые казусы типа "магазин - sklep" и вежливость водителей в отношении пешеходов. Другой раз лет 12 назад я ездила на неделю в Каталонию - с мужчиной, как бы в турпоездку, в отель на пляжу. На пляжу мы, правда, не валялись, а мотались по ближайшим городам, ходили по улочкам и паркам. Помню парк Гауди в Барселоне. И еще помню, что меня потрясла испанская электричка - чистая, с прозрачными барьерами и мягкой ненавязчивой музыкой.

В общем, в этот раз я в Европу ехала практически как в первый; с некоторым восторгом неофита, предвкушением всех благ цивилизации и уверенностью, что в Европах все вообще прекрасно, не то что у нас.

Меня таки ждало разочарование, да.

Летели мы с пересадкой, так что перед Германией у нас было несколько часов в Венгрии, и мы отправились погулять по Будапешту. Будапештское метро поразило меня до глубины души.

Поезда в будапештском метро очень старые, в московском такие ходили лет 20 назад.



Мало того, что они старые, они еще и чудовищно грязные и изрисованные сверху донизу.



Вход в метро выглядит так: пара маленьких автоматиков для "пробивания" билетиков, а перед эскалатором стоит несколько страшно-бандитского вида бугаев. Это контролеры, им надо показать пробитый билетик. Прогресс, хуле, просвещенная Европа!



К счастью, в Берлине мне все-таки удалось оправиться от шока и найти, чем повосхищаться в транспортной системе. Во-первых, вход в берлинское метро очень чистый. Никаких бугаев на входе нет. Автоматы для билетов (тагескарт) стоят везде, и на платформах, и рядом со входом, плюс есть кассы, где можно уточнить у живого человека все, что не понятно.

Билет покупается не только на поездки, как в московском и будапештском метро, можно купить билет на время, например, на один день, при этом можно купить на одну или несколько зон. Билет дейстует не только на собственно метро, но и на весь берлинский транспорт, включая наземный и даже воздушный (говорят, есть фанаты, которые летают из Тигеля в Шонефельд, то есть из одного берлинского аэропорта в другой, а потом описывают это в уйутной жежешечке). Зон - три, потому что берлинская транспортная система огромна.



Люди сами решают, когда пробить билетик (он "пробиванием" активируется), без билета никто не ездит - контролеры часто ходят по вагонам, штрафы за безбилетный проезд страшны и огромны, а туристы рискуют визой и чуть ли не депортацией.



Вообще я бы, конечно, без опытного попутчика не разобралась бы ни фига. Потому что, во-первых, по городу ходит U-Bahn - который, собственно, метро, S-Bahn, который нечто среднее между метро и электричкой, плюс всякие регионали и поезда дальнего следования. Все они могут запросто приходить на одну и ту же станцию; например, в городе есть несколько вокзалов, на которых, перебегая между платформами и уровнями, можно пересесть с одного на другое или на третье. Но вокзалы-то ладно, штука в том, что на огромном количестве станций есть пересадки с U-Bahn на S-Bahn, и то, и другое ходит в разные районы города и проходит через центр, и то, и другое время от времени выезжает на улицу и останавливается на открытых всем ветрам платформах, а время от времени заезжает под землю. И тагескарта действует и на то, и на другое. И у того, и у другого двери сами по себе не открываются - надо нажать на кнопку или повернуть ручку, поэтому открываются только те двери, в которые реально в данный момент входят или выходят пассажиры. Остальные двери (даже того же самого вагона) закрыты. Отличаются они цветом.

Поезда U-Bahn веселенького жёлтого цвета снаружи.



На всех стеклах у него Бранденбургские ворота, а внутри веселенькие сиденья. И очень чисто.



S-Bahn желто-красный снаружи, сиденья выглядят попроще (правда, говорят, что сиденья эти там более дорогие - рёмер, как настино автокресло.....гм...), немного иначе скомпонованы.



Поразило меня многое. Например, что поезда ходят практически бесшумно, поэтому можно спокойно разговаривать и внутри, и снаружи, не напрягая голос. И поезд, идущий по улице, не превращает в ад жизнь спальных кварталов, мимо которых несется.



По тем же эстакадам носятся скоростные ICE (тоже бесшумно, наши многострадальные сапсаны на них внешне похожи по понятным причинам) и двухэтажные красненькие регионали. Вот на регионале мне не довелось покататься, отложили до будущих времен.



Еще из поразившего меня до глубины души... и заставившего почувствовать себя варваром, приехавшим в цивилизацию из дикой страны:)).. оказалась организация торговли в берлинском Метро. На многих станциях стоят ларечки типа буфетов. У нас тоже такие есть, но не идут ни в какое сравнение. Берлинские, во-первых, на каждом шагу, они могут быть прямо на перроне, на одной станции их может быть несколько. В них очень вкусная еда, свежайшая выпечка, которая, понимаете, ПАХНЕТ. У нас так пахнет, ну не знаю, отдел свежего хлеба в хорошем супермаркете с собственной пекарней. Кроме разного рода булочек там продаются всякие напитки, включая горячие, например чай, а также стаканчики с нарезанными свежими фруктами и т.п. Да, в метро можно есть и пить, никто не запрещает. И со стаканчиком в вагон можно войти. Перед каждым ларечком - столики, на которых - и вот это меня шокировало, да - во-первых, идеально чисто, а во-вторых, стоят пакетики с молоком, сахаром и прочим. Я себе сразу представила аналогичное в Москве. Заплеванную сахарницу, прибитый гвоздиками к столу молочник... А то ведь сопрут... Как иначе??? Ну вот так.



Из переходов Метро нередко можно войти в какой-то магазин. Так вот, перед магазином стоит витрина. Открытая. На ней лежат всякие товары в свободном доступе. Ни охранника, ни продавца. Хочешь - берешь товар, заходишь в магазин и оплачиваешь. И никто не ворует!!! Да, я варвар. Я в шоке. Я представила себе такую витрину пусть не в Чертаново или Перово, а даже, ну не знаю, на Лубянке.



Переходов, кстати, много, часто они многоуровневые, куча платформ, там U-Bahn, сям S-Bahn, нередко сразу несколько линий пересекаются - может быть 5-6, к примеру. На каждом шагу указатели, показывающие, через сколько минут прибудет поезд какой линии и на какую платформу. Кстати, по одному и тому же пути на одну и ту же платформу могут придти поезда разных линий, так что надо всегда внимательно смотреть, куда садишься... :)



Станции разные. Есть очень красивые.



Есть попроще.



Есть (в пролетарских районах) изрисованные граффити и откровенно страшные.



Но даже на эти страшные станции приходят все те же чистые поезда. И внутри поездов на любой линии - чисто. Билеты можно купить в кассах и в специальных автоматах. Автоматы есть везде, даже на самих платформах. Автоматы предоставляют справочную информацию и понимают пластиковые карты.



На многих станциях есть лифты, чистые и исправные. Пользуются ими многие - не только маломобильные пассажиры, но и просто те, кому лень идти на лестницу или эскалатор.



Транспорт вообще и метро в частности работает круглосуточно. Другое дело, что ночью увеличены интервалы. Некоторые маршруты в ночное время обслуживаются метробусами. Вообще, кстати, такой лафы, как в Москве, где поезда ходят каждую минуту-две, нет нигде; даже днем на некоторых участках берлинского Метро можно прождать поезд и 10 минут, и 15. Интервал легко высчитывается по схеме - там, где линий идет сразу много, интервал короче; плюс в час пик интервалы еще сокращают. Очень удобно, что табло показывает не время с ухода предыдущего поезда, а время, оставшееся до следующего. Еще табло заранее показывает - длинный поезд придет или короткий - на напряженных участках пускают дополнительные укороченные составы. Табло даже покажет, как будет расположен это коротенький поезд относительно платформы, чтоб не бегать потом сломя голову за уезжающим хвостом. Табло, кстати, есть не только в метро - они есть на автобусных остановках, и автобусы строго придерживаются расписания.



Автобусы меня тоже впечатлили. Когда автобус подъезжает к остановке, пол его опускается, чтобы стать вровень с тротуаром. Двери закрываются - пол снова поднимается. Ходят по Берлину вот такие 2этажные автобусы, на которых удобно "обзорно кататься" по городу; на втором ярусе есть даже специальные дворники - расчищать стекло перед носом у пассажиров, если вдруг дождь или снег.



Уф. На этом пока про транспорт все, позже покажу еще каких-нибудь фото из поездки и еще что-нибудь напишу.
И да, я влюбилась в город Берлин. Кто бы сомневался :)

Комментарии

( 39 Не смолчали — Не могу молчать! )
stickyvix
17 фев, 2012 09:00 (UTC)
ДА, я тоже влюбилась в Берлин в прошлом году!
Спасибо за такое подробное описание транспорта:)
mosomedve
17 фев, 2012 09:04 (UTC)
вот мне очень не хватает сейчас транспорта с опускающимся полом. в наш транспорт в одиночку коляску не втащить.
homecat
17 фев, 2012 09:07 (UTC)
Берлин очень дружелюбен к людям с колясками, поначалу это шокирует с непривычки. Лифты есть не только в метро - они есть на всех вокзалах, в магазинах и тп. Везде пандусы, причем очень удобные, не два несчастных полоза. В автобусах специальная площадка для колясок, рядом с ней можно откинуть сиденье для мамы.
homecat
17 фев, 2012 09:12 (UTC)
а еще, а еще, Берлин очень дружелюбен к людям с собаками! С собаками можно везде - в транспорт, в магазин, даже в музей; хозяева мясных лавок угощают знакомых собак сосисками (с одобрения хозяев) и т.п. Это тоже поражает и вызывает зависть страшенную!
mila_mints
17 фев, 2012 09:18 (UTC)
Очень похоже на Вену.
Но мы разобрались со всей этой транспортной системой. И с метро, и с электричками, и с билетиками.
И даже рискнули ехать в аэропорт не на дорогом экспрессе, а на обычной электричке, у которой аэропорт был не конечной остановкой.
homecat
17 фев, 2012 09:27 (UTC)
Мы ехали на S-Bahn в аэропорт, это надежнее гораздо, экспресс может долго стоять на одном из поворотов
talie_n
17 фев, 2012 21:01 (UTC)
даааа, я помню, как мы доехали до аэпорорта за три евро - страшно радовались такой экономии:))))
lorbit
17 фев, 2012 09:20 (UTC)
о, дворники на втором этаже автобусом - это гениально. а то в лондоне сядешь на самое удачное место - спереди, у стекла, а тут как ливанет долждь - и ничего не видно :(
homecat
17 фев, 2012 09:28 (UTC)
там вообще много мелочей, казалось бы, очень продуманных, вызывает огромное уважение к людям, которые над всем этим работают
seconda_prova
17 фев, 2012 09:23 (UTC)
Мне очень жаль, что метро в Будапеште запомнилось тебе именно таким.
Это самый старый метрополитен не континенте (старше - только в Лондоне), самая старая ветка - желтая, она неглубокая и с очень своеобразным оформлением. Контролеров - да, в Будапеште много, но насколько я помню - они вполне доброжелательны и как-то не раздражают.
homecat
17 фев, 2012 09:25 (UTC)
Будапешт запомнился мне далеко не только этим; собственно, первый мой пост (по тегу Будапешт) из Европы был именно про Будапешт. Я позже, когда будет время, выложу еще фотографий и расскажу, как мы гуляли по центру Будапешта. Просто в плане транспорта - да, поразило.
seconda_prova
17 фев, 2012 09:36 (UTC)
Эээ... Я как бы не говорила "запомнился Будапешт", я именно про метро в Будапеште. Ну ладно, неважно.

Если есть возможность - обзательно надо вернуться, там замечательные бани, рестораны, трамваи, архитектура... И собак любят :))) (как, впрочем, везде в Европе). Я фанат Будапешта :)
homecat
17 фев, 2012 09:37 (UTC)
я очень-очень хочу вернуться - чтоб не три часа, а хотя бы пару дней, и тогда пристану к тебе с вопросами, куда пойти и что поделать, ладно?:)

Но я хочу попозже, когда будет потеплее, чтоб долго гулять по улицам, кататься на трамвае и т.д.
seconda_prova
17 фев, 2012 10:02 (UTC)
Лучше летом или весно, да.

Конечно, спрашивай, у нас и путеводители вроде есть, если что.
homecat
17 фев, 2012 09:26 (UTC)
ну и да, у меня не было возможности, банально по времени, больше покататься по разным линиям будапештского метро; но я обязательно это сделаю, потому что очень хочу вернуться в этот город.
(Удалённый комментарий)
homecat
17 фев, 2012 09:36 (UTC)
Re: а я про парижское метро:)
ага, тут тоже так - практически из любого места не более 300 метров до ближайшей станции

если б мне не показали эти кнопочки, я б тоже тупила, мне бы в голову не пришло, что двери сами не откроются
(Удалённый комментарий)
schauerfrau
17 фев, 2012 09:56 (UTC)
я смотрю все дороги ведут в Берлин :) очень интересно почитать о впечатлениях о своем городе!
homecat
17 фев, 2012 09:58 (UTC)
Он удивительный, Ваш Город! Я по нему уже скучаю.
mashaaaa
17 фев, 2012 09:57 (UTC)
Какой у тебя замечательный пост с фотографиями, я как будто вернулась в любимый Берлин!
myworld
17 фев, 2012 10:28 (UTC)
и мы влюбились:)))
понимаю твои восторги:)
irainy
17 фев, 2012 13:02 (UTC)
Как ни странно исколесив пол Германии Берлин как-то слабо меня зацепил.
Люблю Нюрнберг и Хайдельберг.
i_chin
21 фев, 2012 12:44 (UTC)
А чем так хорош Гейдельберг по сравнению с другими немецкими университетскими городками?
talie_n
17 фев, 2012 20:59 (UTC)
в город Берлин нельзя не влюбиться!
а где вы жили? ну то есть ночевали?
и еше меня мучает вопрос, как тебе удалось "разумеется, внезапно" получить шенгенскую визу:) немцы теперь быстро делают?
tavy
25 фев, 2012 23:56 (UTC)
немцы дают за два дня, если четко подать все документы: даты, цель, бронь гостиницы, подтверджение счета из банка.
rufous_cat
18 фев, 2012 08:48 (UTC)
а что значит нарисованный велосипед на вагонах, не интересовалась?
schauerfrau
18 фев, 2012 18:18 (UTC)
в этот вагон можно заносить велосипед
statistka
18 фев, 2012 20:32 (UTC)
присоединяюсь к влюбленности в Берлин) чудесный город.
tca_tca
20 фев, 2012 08:18 (UTC)
мне нравится особенно в берлине, что хоть транспорт (метро-электричка) и ходит намного реже, чем в москве, например, но практически никогда не бывает забит. как вспомню передвижения по москве - аж в дрожь бросает.
i_chin
21 фев, 2012 12:38 (UTC)
Наверное, сказывается тот факт, что населения в Берлине раза в 3-4 меньше, чем в Москве.
tca_tca
29 фев, 2012 22:29 (UTC)
да хоть в 10. и транспорт здесь ходит реже, и дороги Уже (не везде даже 2 полосы наскребётся), но всё равно ни пробок, ни давки.
мои родители живут в Кемерове. так там и на дорогах пробки, и в транспорте - ужосужос. ничем не лучше, чем в Москве. а населения - 500 тыщ.
ocean_a
26 фев, 2012 18:37 (UTC)
Клёво, читал не отрываясь.. Люблю путешествовать, а загранпаспорт как кончился что лет в обед - так руки и не доходят до этого "билета" в открытый мир..
homecat
26 фев, 2012 19:57 (UTC)
Делай же его срочно! Тебя там ТАК не хватало!
jjvs
6 апр, 2012 17:28 (UTC)
Прочитала с удовольствием. Транспортная система в Берлине мне вообщем-то тоже нравится. ( за исключением последних лет, когда участились неполадки с С-баном ) :))
homecat
6 апр, 2012 20:23 (UTC)
Я читала в новостях что как раз сейчас перекрыто несколько линий :( причем не только s-bahn, но и u-2 например
( 39 Не смолчали — Не могу молчать! )

Метки

Календарь

Апрель 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Witold Riedel